Re: Региональная модель экологического каркаса:
Проектирование экологического каркаса Московской области
При проектировании экологического каркаса такого староосвоенного региона как Московская область необходимо более дробное его функциональное зонирование, нежели было достаточно при составлении проекта экологического каркаса бассейна р. Хилок.
В соответствии с Законом Московской области "Об организации и функциональном зонировании территории Московской области", функции природного и экологического каркаса Московской области выполняют территории зон лесохозяйственного назначения вместе с зонами природоохранного и историко-культурного назначения. Задача проектирования экологического каркаса в масштабе области состоит в определении ведущей экологической функции различных его участков, разработке предложений по установлению соответствующих градостроительных режимов и определению приоритетов в осуществлении природоохранных мероприятий. В данной работе рассматриваются ключевые территории и "экологические коридоры" (транзитные территории) областного значения как возможные объекты принятия решений на областном уровне. При этом следует учесть, что режим лесов первой группы уже соответствует задачам буферных территорий экологического каркаса.
За основу экологического каркаса Московской области приняты существующие и проектируемые ООПТ - заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также, в необходимых случаях - водоохранные зоны водоёмов и леса первой группы.
При составлении картосхемы экологического каркаса регионального уровня были использованы:
- картографические материалы масштаба 1:200000 (топографическая карта, карта растительности Московской области, комплект геологических карт области);
- данные Красной книги Московской области;
- сведения о биологическом разнообразии, собираемые в течение ряда различными природоохранными организациями;
- материалы инвентаризации существующих и проектируемых ООПТ.
При выделении структурных элементов каркаса использовался геосистемный подход, учитывающий не только биологические параметры местности (биоразнообразие, возможность сохранения биоты), но и эколого-географическую значимость территории для сохранения потенциала природных ресурсов (атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почвенного покрова), а также степень уязвимости различных природных территориальных комплексов к антропогенному воздействию.
В результате сопряжённого анализа топоосновы и карты растительности, а также с учётом специфики выполняемых природоохранных функций в структуре экологического каркаса были выявлены и нанесены на карту следующие элементы:
1. Ключевые природные территории, в том числе -
1.1. "ядра" экологического каркаса - наиболее крупные ценные природные комплексы с качественно полноценным составом биоты, играющие наиболее важную роль в стабилизации природной среды;
1.2. ключевые природные территории с весьма высоким биоразнообразием, где, благодаря их размерам, реально восстановление качественно полноценной биоты;
1.3. ключевые природные территории меньшей площади, однако также весьма важные для обеспечения стабильности природной среды и сохранения биоразнообразия.
2. Транзитные территории - участки, связывающие ключевые природные территории в единое природное пространство:
2.1. участки, имеющие критическое значение для поддержания экологических связей между природными сообществами (собственно "экологические коридоры", ширину которых нельзя уменьшать без нарушения их связующих функций);
2.2. прочие транзитные территории.
3. Участки экологической реабилитации - нарушенные территории, где наиболее целесообразно восстановление природных территорий.
Наряду с этим, на карту были нанесены топографические разрывы между природными территориями, затрудняющие их экологические связи между собой:
линейные - возникающие в связи с прокладкой транспортных и других линейных коммуникаций;
площадные - неширокие участки преобразованного ландшафта в пределах транзитных территорий.
На участках с сильной фрагментацией лесного покрова особая роль при выделении экологических коридоров отводилась сохранившимся в естественном или слабо нарушенном состоянии природным комплексам эрозионных форм - оврагов, балок, лощин, а также полосам отчуждения дорог и инженерных коммуникаций (ЛЭП, водонесущих каналов, продуктопроводов и т.д.), занятым, как правило, луговой растительностью.
На территориях, где существует острый дефицит сохранившихся природных связок, были выделены участки, наиболее подходящие и необходимые для реконструкции природного пространства при помощи активного зелёного строительства. Это фрагментированные участки леса, разделённые относительно небольшими (до 1 км) расстояниями, обратимо нарушенные участки эрозионной сети (распаханные, занятые огородами, некапитальными постройками и т.д.).
Общим положением градостроительного режима всех территорий экологического каркаса является обеспечение и строгое соблюдение режимов существующих ООПТ.
Общими для всех компонентов экологического каркаса природоохранными мерами должны быть:
- утверждение спроектированных ООПТ,
- восстановление водоохранных зон водоёмов,
- экологическая оптимизация лесного, сельского хозяйства и других видов природопользования.
Для всех ключевых природных территорий следует исключить:
- преобразование природных ландшафтов,
- строительство жилья и объектов рекреации (в том числе - садово-дачных посёлков) вне населённых пунктов;
- дробление лесных массивов новой дорожной сетью и линейными коммуникациями;
- передачу в аренду и частную собственность земли, лесов и других природных ресурсов.
За пределами ООПТ допустимо рекреационное использование территории без размещения стационарных объектов.
Для транзитных территорий необходимо исключить перевод лесных участков в нелесные, распашку водоохранных зон и других луговых (пастбищных и сенокосных) угодий, строительство за пределами городских и поселковых черт.
Для критических участков транзитных территорий должны быть, наряду с этим, исключены всякая застройка, а также передача в аренду и частную собственность земли, лесов и других природных ресурсов.
В качестве мер экологической реабилитации должны быть предусмотрены:
- проведение мероприятий по восстановлению непрерывности природного пространства,
- залужение склонов и прибрежных полос,
- посадка леса в прибровочных частях склонов и на безлесных водоразделах (на участках, лишённых естественной растительности в лесной зоне),
- рекультивация карьеров (в том числе - обводнение торфяных карьеров для восстановления водно-болотных угодий),
- вынос вредных объектов из водоохранных зон.
В первую очередь реабилитации должны подлежать склоны речных долин, прибровочные части эрозионной сети, участки долин в областях развития карста, где наиболее незащищёнными являются подземные воды.
Особое значение в восстановлении непрерывности природного пространства имеет создание регулярных лесополос на междуречных территориях в Заокской части области. Отчасти их могут заменить лесополосы, которые необходимо создавать вдоль автодорог федерального и областного значения.
Карта экологического каркаса Московской области является основой для более детального проектирования, в том числе - на уровне районов и отдельных природопользователей. Одновременно она может быть использована при оценке воздействия на окружающую среду размещаемых объектов, транспортных путей и т.п.
В настоящей работе выделены территории, обеспечивающие устойчивость природного комплекса и сохранность природных ресурсов на региональном уровне. При проектировании экологических каркасов на местном уровне (для муниципальных образований, зон урбанизации, сельских округов) буферные территории регионального каркаса будут распадаться на различные по уровню охраны участки в зависимости от важности выполняемых ими функций. Подобные работы должны являться обязательной частью генпланов городов и сельских округов.
Работа выполнена ТОО "Градостроитель" и ЗАО "Институт геоэкологии" по заказу Правительства Московской области на основе материалов и в развитие выполняемой ЗАО "Институт геоэкологии" Задачи "Создание региональной системы ООПТ Центра Русской равнины" Проекта ГЭФ "Сохранение биоразнообразия".
11 февраля 2002 г.
© Г.А. Громова, И.А. Данилычев, Н.М. Лебедева, Н.А. Соболев, 2002 г.
Галина Анатольевна Громова - главный инженер проекта, e-mail: sergey.gromov@mtu-net.ru
Игорь Александрович Данилычев - начальник отдела охраны окружающей среды ГУП "НИиПИ Градостроительства". Москва, ул. Гиляровского, 47.
Наталья Михайловна Лебедева - главный специалист отдела нормирования и разрешений Департамента природных ресурсов по Центральному федеральному округу; Москва, Варшавское шоссе, 39а
Николай Андреевич Соболев - Координатор Мероприятия Проекта ГЭФ "Сохранение биоразнообразия"; Москва, ул. Кедрова, д.8/1, оф. 2. e-mail: laecol@online.ru.