World Wide Fund
For Nature

Всемирный Фонд
дикой природы

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ

Москва - 1999

            СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие

2. Введение

      Предпосылки создания Концепции

      Цели и задачи Концепции

      Для кого предназначена Концепция

      Статус Концепции

      Термины и определения, принятые в настоящей Концепции

3. Предпосылки и цель создания систем охраняемых природных территорий

      Международный опыт создания систем ОПТ

      Особенности России

4. Основные принципы управления СОПТ и условия их реализации

      Планирование СОПТ

      Деятельность СОПТ

5. Функциональные элементы СОПТ

6. Механизмы реализации принципов

7. Пути перехода к системе охраняемых природных территорий

1. Предисловие

Настоящий документ предлагается к обсуждению широкому кругу специалистов и заинтересованных лиц. Название документа определяет его цели. Концепция предполагает систематически организованный набор строгих понятий, определений и алгоритмов действий, на основе которых можно определить и сформулировать стратегию и планы практических действий в избранной области. Концепция системы, в том числе системы охраняемых природных территорий, должна однозначно определять ее структуру и функции, а также ряд положений, которые принципиально очерчивают круг допустимых управленческих решений.

“Концепция (лат.: Conceptio — понимание) — система взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; основополагающая идея какой-либо теории” (Н. И. Кондаков. Логический словарь). В более узком смысле под концепцией понимается совокупность связанных представлений о сущности и/или назначении явления. Из понимания сущности явления выводятся представления о желаемом множестве его состояний и путях его достижения. Любая концепция отражает существующие знания о явлении, полученные в результате взаимодействия с ним на некотором отрезке времени, и стремится определить его будущее. То, что знания прошлого не могут полностью описывать будущее, приводит к необходимости периодического пересмотра концепции. Концепции социально-экономических явлений отражают результаты анализа прошлых представлений, сформировавшихся в конкретных исторических условиях, и их преобразования в соответствии с пониманием действий и условий, необходимых для выживания и развития общества (Ю. Г. Пузаченко).

В представляемом документе синтезированы в единую систему взглядов как новые, так и уже апробированные в течение долгого периода принципы и подходы к организации системы охраняемых природных территорий, что обеспечивает преемственность традиций охраны природы в России. Концепция направлена не на пересмотр существующих принципов, на которых построена территориальная охрана природы, а на их развитие с целью наиболее безболезненной интеграции в новую социально-экономическую систему страны.

Новое в природоохранной политике и практике современной России может быть определено как необходимость обозначить место социального компонента в системе охраны природы и необходимость научиться считаться, с одной стороны, с объективными законами природы, а с другой — с законами развития свободной, “рыночной” экономики.

При подготовке текста Концепции важно было не утратить выработанные ранее основы и принципы. Это особенно актуально, поскольку именно в переходный период становятся обычными компромиссы, направленные на отход от установившихся и оправдавших себя принципов ради решения сиюминутных проблем. С другой стороны, сформировавшаяся однажды идея не должна довлеть над реальностью. Задача сочетать эти два подхода определила методы работы над документом:

  • Широкое привлечение заинтересованных субъектов, как экспертов на профессиональной основе, так и представителей общественности.
  • Регулярное обнародование результатов работы и хода создания Концепции при максимальном синтезе всего спектра мнений.
  • Согласованное принятие решений по спорным вопросам.

В научной печати была начата открытая активная дискуссия в отношении базовых положений Концепции. Это позволило наряду с идеями и вариантами концепций, представленными на конкурс, получить возможно более широкий охват мнений. К разработчикам Концепции поступило около 60 откликов. Присланные материалы содержали предлагаемые целостные тексты концепций, изложения их отдельных позиций, а также описание практики применения того или иного подхода при решении практических проблем охраняемых природных территорий (ОПТ). Присланные тексты частично опубликованы и продолжают публиковаться в периодических изданиях. В результате синтеза присланных материалов, а также подготовительной работы с литературными источниками был создан первый вариант текста Концепции. Документ содержал достаточно много спорных положений. В связи с этим Российское представительство Всемирного Фонда дикой природы (РПО ВВФ) решило прибегнуть к дополнительному инструменту — почтовому опросу. Цель такого опроса — выявить, как воспринимается основными вовлеченными лицами состояние существующей сети ОПТ России на современном этапе; какие возможные изменения в традиционной концепции территориальной охраны природы могут вызвать неприятие у большинства вовлеченных лиц; корпоративную заинтересованность тех или иных групп в реализации или блокировании отдельных положений Концепции.

Настоящий документ представлен для широкого всестороннего обсуждения. Все замечания и предложения по содержанию и форме текста будут весьма полезны и учтены при подготовке следующей версии. Благодарим всех, кто принял участие в работе над документом и в его обсуждении, и надеемся на активное дальнейшее сотрудничество в его доработке.

2. Введение

Предпосылки создания Концепции

Общей предпосылкой для создания Концепции системы охраняемых территорий является необходимость своевременной и постепенной интеграции природоохранной отрасли в обновленную социально-экономическую систему страны.

Новые социально-экономические условия предполагают закрепление следующих признаков государственной системы:

1. решающей роли права в государственном управлении;

2. сбалансированного бюджета;

3. высокого значения социального фактора в принятии управленческих решений.

В переходный период эти признаки не закреплены в полном объеме в государственной системе. Обеспечить взаимосвязь и взаимное дополнение государственных структур управления охраной окружающей среды и системы охраняемых природных территорий возможно путем создания документа общего характера, который должен быть использован в качестве основы для разработки стратегии и плана действий. Таким документом является Концепция.

Частными предпосылками создания Концепции являются:

  • Отсутствие единого документа, содержащего систему понятий, принципы и механизмы их реализации в сфере территориальной охраны природы в стране.
  • Несоответствие большинства традиционных принципов и существующей системы понятий территориальной охраны природы объективным законам социально-экономического развития.

Цели и задачи Концепции

Концепция фиксирует систему взглядов и понятий, сложившуюся в ходе постепенной смены парадигмы в области научных знаний, определяющих идеологию территориальной охраны природы в России.

Цель Концепции — создание основы для системы принятия решений в области территориальной охраны природы.

Основные цели концепции — определить общие базовые представления об объекте, на основе знания прошлого и понимания настоящего наметить возможное, наиболее реалистичное, будущее, обосновать желаемые цели и определить возможные средства их достижения (В. В. Дежкин, Ю. Г. Пузаченко).

Задачи Концепции:

  • Определить стратегические цели, задачи и принципы создания и управления системой охраняемых природных территорий.
  • Обозначить механизмы реализации установленных принципов.
  • Заложить основы стратегии и плана действий по созданию и управлению системой охраняемых территорий на современном этапе развития страны.

Концепция системы охраняемых природных территорий (СОПТ) находится в прямом соотношении, дополняет и развивает Государственную стратегию Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

“Устойчивое развитие — это модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений”.
(Материалы Конференции ООН по окружающей среде и развитию, 1992.)

С организацией первого заповедника в России в начале ХХ века было положено начало практической реализации идей охраны природы, принципов рационального природопользования, сохранения и восстановления биологических ресурсов. К концу 1940-х годов в стране сложилась развитая структура охраняемых природных территорий различного целевого назначения. Наряду с этим формировалась нормативная база использования лесных, охотничьих, рыбных и водных ресурсов. В результате к 1970-м годам в России была создана развитая и дорогостоящая система охраны природы и использования биологических ресурсов, методологически опирающаяся на представления о широких возможностях научного управления производительными силами и научного обоснования рационального природопользования. Важной составляющей этой системы стала территориальная охрана природы, основанная, прежде всего, на такой уникальной форме ОПТ, как заповедник. Заповедники России сыграли важнейшую роль в сохранении на протяжении десятков лет хода естественных природных процессов на конкретных территориях, что позволило сохранить важнейшее национальное достояние страны — ее природную среду. Особенностью национальной территориальной охраны природы является изоляция природных территорий с целью их сохранения от общества. Экстенсивное развитие экономики страны привело к переэксплуатации многих природных ресурсов. В последние годы реформ внутренняя несогласованность новой нормативной базы стимулирует практически неконтролируемое разрушение природной среды страны. При этом дальнейший рост ОПТ “заповедного” типа входит в противоречие с характером экономического развития страны и далее не может обеспечить поддержание баланса природных процессов на значительных территориях. Сталкиваясь с данной проблемой на местах, лица, принимающие решения, действуют по своему усмотрению, исходя из конкретной ситуации. Происходит стихийный пересмотр не определенных однозначно в нормативных правовых документах функций и режимов существующих и вновь создаваемых ОПТ. Эффективное регулирование требует единой государственной концепции территориальной охраны природы и заповедного дела, основанной на долговременном прогнозе социального и экономического развития страны и широком естественнонаучном знании. Государственная Концепция — часть эффективного пути управления любой отраслью на основе утвержденных демократическими процедурами основополагающих и связанных между собой документов: “Концепция — Стратегия — План действий”. Такой путь обеспечивает интеграцию управления отраслью с национальной и региональной политикой, снижение уровня безответственности при принятии управленческих решений, контроль над бюрократическими процедурами, позволяет осуществлять корректировку планов развития на основе мониторинга (Т. Ю. Минаева).

Концепция нацелена на определенную переориентацию ключевых принципов территориальной охраны природы в соответствии с изменившимися условиями и задачами. Трансформация принципов может осуществляться в различных сферах в следующих направлениях:

Традиционные принципы территориальной охраны природы

Объективно возможные принципы территориальной охраны природы

Обеспечение баланса в биосфере

Управление природными процессами и явлениями

Использование саморегулирующих свойств природных ландшафтов

Взаимоотношение между обществом и природой

Изоляция человека от природы с целью ее охраны

Интеграция человека в природу через развитие щадящих технологий природопользования

Стратегия использования пространства

Максимально возможное изъятие территорий из хозяйственного использования

Пространственная и функциональная дифференциация природопользования

Стратегия управления природоохранной отраслью

Опора на волюнтаристские или субъективно-традиционные пути управления

Опора на согласованную нормативно-правовую базу

Экономические основы территориальной охраны природы

Высокая степень затратности природоохранных мероприятий с опорой на государственный бюджет

Максимально возможное использование естественных экономических механизмов для поощрения щадящего и компенсационного природопользования

Для кого предназначена Концепция

Настоящая Концепция предназначена для лиц, принимающих управленческие решения на уровне федерации и ее субъектов, в том числе в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, экологически устойчивого развития России и регионов, в сфере территориального планирования использования природных (в том числе земельных) ресурсов развития территорий.

Концепция предназначена для использования всеми государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и неправительственными организациями при осуществлении любой деятельности, связанной с охраняемыми природными территориями.

Концепция обращена к работникам охраняемых природных территорий, чей опыт она обобщает и чьи действия определяет.

Концепция обращена к национальным и международным донорам и позволяет наиболее эффективно и скоординированно вкладывать средства в обеспечение наиболее приоритетных направлений устойчивого развития России.

Статус Концепции

Настоящая Концепция разработана как проект официальной государственной (или национальной) концепции (вневедомственный документ федерального уровня). Концепция после доработки может быть одобрена и принята федеральными государственными органами в качестве официальной государственной Концепции. В этом случае она становится частью государственной политики РФ в области охраны окружающей среды, и сообразно с ней должны действовать все субъекты хозяйственной и иной деятельности в стране.

При любом статусе Концепции крайне важно, чтобы лица, принимающие решения, руководствовались ее принципами и направлениями. Положения Концепции должны приниматься во внимание или лежать в основе разработки новых нормативных правовых и иных нормативных документов в сфере охраны окружающей среды, природопользования, управления ОПТ, территориального планирования, развития производительных сил.

Концепция устанавливает принципиальные единые основы создания и деятельности СОПТ в национальном масштабе и рассчитана на применение на всех уровнях. В то же время реализация Концепции требует выработки конкретных стратегических и тактических рекомендаций и механизмов, набор которых будет зависеть от условий (природных и социально-экономических) конкретного экорегиона, где создается СОПТ. В связи с этим реализация Концепции требует разработки конкретных стратегий (национальной и экорегиональных), планов действий и конкретных проектов создания СОПТ различных уровней. Поэтому для задач управления на первое место выходит подготовка стратегий и планов создания СОПТ, основанных на принципах настоящей Концепции при всестороннем учете региональных особенностей.

Положения Концепции не являются строго юридическими формулировками, но могут рассматриваться в качестве теоретической основы для развития законодательства; они не являются строгой схемой действий, но могут быть использованы для разработки реалистичных конкретных планов; они не претендуют на роль инструкций по управлению, но могут учитываться при разработке соответствующей нормативной базы. Концепция является опосредованным выражением общих взглядов большинства лиц, профессионально работающих в заповедном (в широком понимании этого термина) деле, и может быть принята для обоснования стратегии и тактики соответствующих компетентных органов управления и координации российских ООПТ. Несомненно, по мере совершенствования отечественного заповедного дела этот документ будет конкретизироваться и дополняться — общими силами специалистов и ученых (В. В. Дежкин, Ю. Г. Пузаченко).

Термины и определения, принятые в настоящей Концепции

Для обеспечения единства в применении принципов, устанавливаемых в настоящей Концепции, вводятся следующие понятия и термины.

Охрана природы — форма человеческой деятельности, направленная на поддержание устойчивого состояния природной среды, сохранение и восстановление функций биосферы как основы жизнеобеспечения общества.

Территориальная охрана природы — форма человеческой деятельности, направленная на поддержание устойчивого состояния природной среды, сохранение и восстановление функций биосферы на основе введения особых режимов природопользования на определенных участках территории/акватории.

Природные территории/акватории — территории/акватории, структура которых, функционирование и состояние большинства компонентов ландшафта в большей или в существенной своей части определяются естественными природными процессами при минимальном антропогенном воздействии. К природным территориям/акваториям относятся как полностью естественные, так и когда-либо трансформированные (полуприродные), но отвечающие данному определению по состоянию на настоящее время.

Охраняемые природные территории (ОПТ) — природные территории/акватории, выделенные в целях охраны природы, для которых строго определены и четко регламентированы формы и способы использования природных ресурсов.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — ОПТ, подпадающие под юрисдикцию Закона РФ “Об особо охраняемых природных территориях”.

Особо охраняемые природные территории — это те, “на которых ради сохранения их природных свойств и характеристик природопользование и управление состоянием природных объектов регламентируется специальными нормативными актами (а не на общих основаниях), установлен специальный режим природопользования, включающий полное или частичное, постоянное или временное ограничение природопользования, а в ряде случаев — применение специальных приемов природопользования или проведение восстановительных мероприятий” (Н. А. Соболев).

“…Можно с полным основанием утверждать, что сегодня четкой грани между “особо охраняемыми” и хозяйственными территориями не существует…”
(Ф. Р. Штильмарк).

Система охраняемых природных территорий (СОПТ) — комплекс функционально и территориально взаимосвязанных ОПТ, организованный с учетом природной структуры региона и территориальных форм хозяйственной деятельности в целях обеспечения сохранения, восстановления и поддержания естественного баланса условий среды, биологического разнообразия, природной и природно-культурной среды, удовлетворения эстетических потребностей общества и устойчивого качества окружающей среды прилегающих территорий.

Экологическая сеть (ЭКОНЕТ) — система функционально и территориально взаимосвязанных природных территорий/акваторий, обеспечивающая устойчивое состояние биосферы и функционирование естественных систем жизнеобеспечения человека.

Функциональные элементы системы охраняемых природных территорий — структурные части СОПТ, обеспечивающие ее функционирование и целостность.

Заповедное дело — сфера научно-производственной деятельности, охватывающая вопросы организации и способы сохранения природных комплексов на территории ОПТ.

Экорегион — участок земной поверхности, более гомогенный в определенных границах относительно других территорий по потенциальному составу и закономерности размещения экосистем, соотношению и пространственной структуре ландшафтов и типу взаимоотношений между организмами и средой.

3. Предпосылки и цель создания систем охраняемых природных территорий

Гуманизм как концепция развития человеческого общества определял в течение нескольких веков принцип использования природных ресурсов, основанный на управлении природными системами путем изменения их функций. Затраты на охрану природы представлялись политиками и практиками как материальное выражение морального долга человечества перед природой и потомками.

В последние годы человечество осознало, что а) уничтожение среды обитания представляет угрозу существованию уже нынешнего поколения людей и б) сохранение среды обитания путем управления природными процессами превращается в самостоятельную дорогостоящую индустрию.

Обществу невыгодно управлять природными процессами, более эффективный путь — обеспечить условия для саморегуляции природных систем. Осознание данного тезиса определило выбор сохранения биологического разнообразия как цели, концепции устойчивого развития — как стратегии, пространственной и функциональной сегрегации среды обитания — как тактики деятельности по сохранению среды обитания.

Век безоглядной эксплуатации позади: и человека человеком, и природы человеком. Природа требует воспроизводства. В особой заботе нуждается человек. Экономика перестала быть единственной общественной целью. Не безвременно скончаться богатыми, а жить, пользуясь благами природы и цивилизации, — задача людей…
Вместимость космического корабля “Земля” не бесконечна. Нужно трезво думать, как накормить, напоить, где поселить и где дать отдохнуть каждому гражданину земли…(Н. Ф. Реймерс)

На практике такой подход реализуется при создании системы охраняемых территорий, основанной на варьировании пространственной структуры природопользования.

Целью системы ОПТ является безусловная реализация всех ее функций, к которым прежде всего относятся:

  1. Сохранение биологического разнообразия и поддержание регулирующего биосферного потенциала территорий.
  2. Информационное обеспечение долгосрочного неистощительного природопользования.
  3. Обеспечение сосуществования природных территорий и общества.

В явном виде просматриваются следующие функции (СОПТ. — Ред.):

  1. сохранение и восстановление среды и биологического разнообразия в результате специальной программы действий в области отношений человека со средой;
  2. информационное обеспечение системы управления и социума знаниями о существующей реальности и тенденциях ее изменения;
  3. нормативное воздействие системы управления, согласующее состояние среды и масштабы ее использования и обеспечивающее устойчивое развитие социума;
  4. повышение эффективности производственной деятельности социума на основе постоянного расширения знаний и адекватного восприятия среды обитания.
  5. формирование морально-этических принципов, способствующих повышению эффективности использования природных ресурсов и устойчивости социума.

(В. В. Дежкин, Ю. Г. Пузаченко).

Благодаря сохранению (восстановлению) природных территорий должны быть обеспечены следующие их функции (Н. А. Соболев):

  • Средообразующая.
  • Информационно-эталонная.
  • Эколого-просветительская.
  • Рекреационная.
  • Ресурсоохранная.
  • Объектозащитная.

Эффективность организации территориальной охраны природы на принципах экологической сети основана на следующих предпосылках.

Естественнонаучные предпосылки заключаются в объективной необходимости преодоления негативных изменений природных систем под влиянием деятельности человека, а именно:

1) нарушений естественного баланса условий среды в результате антропогенных преобразований ландшафта;

2) фрагментации природных территорий, вызвавшей снижение биологического разнообразия;

3) ограничения размеров природных территорий, обусловившего исчезновение видов высших трофических уровней;

4) хаотичности размещения охраняемых природных территорий, вызывающей изоляцию за счет нарушения миграционных путей и воздействия граничных эффектов.

Кроме того, многоуровневые природные системы устроены сложнее, чем человеческое общество, следовательно, управление ими практически невозможно. Соответственно система охраны природных территорий не должна уступать им по уровню организации.

Социальные предпосылки заключаются в:

1) необратимости научно-технического прогресса, роста потребления и изоляции общества от природных территорий и

2) восприятии обществом жизненной необходимости тратить усилия на охрану природы исходя из:

3) потребности в здоровой среде как условия жизнеобеспечения человека;

4) связи национального самосознания с сохранением природы территории обитания;

5) включения естественных свойств природной среды в ряд традиционных эстетических ценностей общества;

6) глобализации самосознания и повышения индивидуальной ответственности за состояние биосферы в целом.

Компромиссом для всех этих тенденций является антропоцентрический подход в природоохранной практике, основанный на тезисе: “сохранение природы для выживания человека”. Наиболее полно такой подход реализуется в идеях реструктуризации антропогенной деятельности в пространстве на основе комплексного прогноза последствий различных режимов функциональной нагрузки на различные категории территорий/акваторий.

Экономические предпосылки определяются поисками моделей развития на базе системного анализа и долгосрочного прогноза исходя из:

1) необходимости непрерывного роста эффективности инвестиций;

2) ограниченности и невозобновимости природных ресурсов;

3) глобализации экономики;

4) усиления роли правового регулирования в экономике на международном и национальном уровне.

Пространственное разделение (распределение) экономической деятельности является элементом наиболее эффективной модели экономического развития в современных условиях.

Международный опыт создания систем ОПТ

Структурная и функциональная непрерывность сети природных территорий, прогнозирование социальных процессов и пространственное разделение экономической деятельности являются неотъемлемыми составляющими всех проектов экологических сетей, создаваемых в настоящее время в европейских странах.

Появлению идеологии Европейской экологической сети (EECONET) способствовали организационные предпосылки. EECONET создавалась для преодоления различий национальных систем территориальной охраны природы путем придания разнообразным и весьма специфическим национальным категориям ОПТ ограниченного числа пространственно функциональных характеристик, которые могут быть интернационализированы. Ограниченный перечень признанных на международном уровне пространственно-функциональных категорий ОПТ: 1) ключевые территории или ядра; 2) экологические коридоры; 3) буферные зоны или звенья — может быть эффективно использован для создания трансграничных систем ОПТ. Концепция пространственной сегрегации и многофункциональности территорий как основа долговременного использования и обеспечения возобновимости ресурсов на основе дифференцированного землепользования была сформулирована в работах экономистов. Естественнонаучные основы территориальной охраны природы теоретически опирались на постулаты островной биогеографии, теорию граничных эффектов, поляризованного ландшафта и т. д. Синтез этих подходов и позволил сформулировать практические рекомендации по организации экологической сети как системы по многоуровненности, не уступающей природным системам. (Документы Пан-Европейской стратегии по сохранению видового и ландшафтного разнообразия.)

Основные принципы создания СОПТ в виде общих положений были отражены в Пан-Европейской стратегии по сохранению видового и ландшафтного разнообразия (1993) и разработаны в виде достаточно конкретных рекомендаций экспертами ЕС.

В качестве конечного итога реализации принципов построения Пан-Европейской экологической сети ожидается достижение следующего состояния природной среды:

  • сохранен весь набор экосистем, местообитаний, видов (включая их генетическое разнообразие) и ландшафтов Европейской значимости;
  • местообитания достаточно велики и соответствующего для обеспечения сохранения видов качества;
  • достигнуты соответствующие условия для свободного расселения и миграции видов;
  • уничтоженные компоненты ключевых экосистем, местообитаний и ландшафтов восстановлены;
  • природные системы обладают достаточной защитой от потенциальных угроз.

(Документы Пан-Европейской стратегии по сохранению видового и ландшафтного разнообразия.)

Основной целью Пан-Европейской экологической сети является создание максимально благоприятных условий для сохранения экосистем, местообитаний, видов и ландшафтов общеевропейской значимости.

Для достижения основной цели Пан-Европейской экологической сети установлено, что необходимо гарантировать:

  • сохранение характерных экосистем и естественных местообитаний и ландшафтов общеевропейской значимости на всем протяжении их естественного распространения;
  • щадящее использование полуестественных и культурных ландшафтов общеевропейской значимости;
  • поддержание жизнеспособных популяций видов общеевропейской значимости на протяжении их традиционного распространения;
  • поддержание средообразующих процессов, от которых зависят эти экосистемы, местообитания, виды и ландшафты.

(Документы Пан-Европейской стратегии по сохранению видового и ландшафтного разнообразия.)

Выполнение установленных условий для достижения поставленной цели в европейском масштабе возможно через создание и поддержание территориальной структуры, основанной на взаимодействии трех функционально дополняющих друг друга компонентов (ключевые территории или ядра; коридоры; буферные зоны или звенья), выполняющих следующие важнейшие функции:

  1. обеспечение оптимального для данной территории количества природных территорий, обладающих необходимым качеством окружающей среды (ключевые территории или ядра);
  2. обеспечение взаимосвязи между ключевыми территориями или ядрами (коридоры);
  3. защита ключевых территорий и коридоров от потенциально разрушительных внешних воздействий (буферные зоны или звенья).

Особенности России

При планировании СОПТ на территории России необходимо учитывать следующие особенности страны:

  • Большинство территорий/акваторий, особенно на востоке, сохранили потенциал естественной саморегулирующей функции или он легко восстановим.
  • Фрагментация ландшафтов не достигла степени, определяющей исчезновение видов высших трофических уровней.
  • Доминирующие в стране типы экосистем (подтаежные и таежные леса) могут быть сохранены только на уровне крупных категорий ландшафтов путем обеспечения стабильного водного баланса и баланса вещества и энергии, поддерживающего естественную динамику экосистем на крупных площадях.
  • Социально-экономические условия на многих территориях характеризуются спадом как промышленного, так и сельскохозяйственного производства и соответственно — снижением интенсивности освоения земель при увеличении нагрузки на экспортноориентированные виды природных ресурсов.
  • Стратегия финансирования природоохранной деятельности в России на уровне политики правительства (как следствие доминирующего менталитета) направлена на привлечение внешних доноров.
  • В стране имеется развитая теоретическая база заповедного дела и сложились глубокие традиции теории и практики охраны природы.

Таким образом, для России необходимо сочетание различных подходов при планировании и создании СОПТ: от проектирования структуры землепользования на малых площадях до ландшафтного планирования, при условии их полной интеграции в планы социально-экономического развития.

4. Основные принципы управления СОПТ
и условия их реализации

Планирование СОПТ

Планирование СОПТ должно быть основано на данных о ландшафтной структуре региона, характеристике его биологического разнообразия и основных направлений существующего и перспективного хозяйственного освоения.

Основными принципами планирования СОПТ являются:

Естественнонаучные:

  • Система охраняемых территорий России должна формироваться на базе существующей сети ООПТ. Существующая сеть особо охраняемых природных территорий является основой для формирования национальной СОПТ. Так как эта сеть формировалась в условиях частых изменений целевых установок, то она требует ревизии с целью приведения статуса отдельных ее элементов в соответствие с реальным режимом, выполняемыми функциями и значимостью и необходимостью интеграции в международную систему охраняемых природных территорий. В системе ОПТ должны быть представлены территории со всеми типами режимов, включая абсолютно заповедный.
  • Минимальным уровнем планирования СОПТ должен быть экорегион. Планирование СОПТ организуется по иерархической схеме: от экорегионов к отдельным составляющим его ландшафтам. Высшие по отношению к экорегиону уровни — макрорегиональный (зональный) и глобальный. Принципы внутреннего зонирования экорегионов (субрегиональный уровень) должны соответствовать установленным для их выделения на национальном уровне. Локальные СОПТ являются необходимым условием устойчивого функционирования экорегиональных систем. Единые подходы и нормативы к планированию СОПТ в настоящее время отсутствуют и требуют разработки.
  • Репрезентативность СОПТ. СОПТ в каждом экорегионе должна полно представлять его ландшафтную структуру и биологическое разнообразие.
  • Самодостаточность (экологическая устойчивость). СОПТ должна быть системой, самоподдерживающейся (по размерам и структуре) на протяжении неограниченно длительного времени, с учетом перспектив хозяйственного развития региона.
  • Приоритетность создания СОПТ в освоенных регионах с высокой плотностью населения. СОПТ в первую очередь должны создаваться в регионах, где природный баланс нарушен или существуют реальные угрозы его нарушения в ближайшем будущем. Должны быть вычленены и сохранены оставшиеся малоизмененными или неосвоенными участки, которые могут стать основой СОПТ.
  • Дифференцированный подход. Планируемые СОПТ предусматривают вариативность (альтернативность) и заменяемость элементов системы в зависимости от условий и особенностей конкретного региона.

Условиями реализации данных принципов являются:

  1. Проведение ревизии существующей сети особо охраняемых природных территорий всех уровней с целью оптимизации их статусов, режимов и функций.
  2. Утверждение единой схемы зонирования территории страны по экорегионам в целях разработки СОПТ (на основе природно-хозяйственного районирования).
  3. Разработка методических основ планирования СОПТ.
  4. Обобщение имеющихся данных о природно-хозяйственных характеристиках отдельных регионов.

Теоретико-методологические основания планирования:

Планирование СОПТ реализуется на основе следующих теоретических представлений ландшафтной экологии: 1) островной биогеографии — “принцип архипелага”; 2) о территориальных взаимодействиях (потоках) между узлами; 3) об узлах (ядрах) и коридорах; 4) теории центральных мест во взаиморазмещении любых объектов и их иерархическом и функциональном соподчинении; 5) о границах и их влиянии на потоки и взаимодействия.

В качестве базовых используются следующие представления ландшафтоведения и физической географии: 1) иерархическая организация природно-территориальных комплексов; 2) взаимосвязи между компонентами как основа формирования территориальной структуры биосферы и хозяйства; 3) ландшафтный каркас как основа, обеспечивающая стабильность структуры и функционирования регионов.

Базовыми также являются следующие представления теории биоразнообразия: 1) выделение таких форм биоразнообразия, как таксономическое и экологическое, пооследнее из которых включает в себя ландшафтный, экосистемный, видовой и популяционный уровни; 2) связь между уровнями разнообразия; 3) зависимость биологического разнообразия от разнообразия среды; 4) связь разнообразия с площадью; 5) биоразнообразие как ресурсный потенциал экономического развития и национального достояния (В. В. Дежкин, Ю. Г. Пузаченко).

Социальные:

  • Социальная приемлемость. Планирование СОПТ должно быть основано на согласовании интересов охраны природы с потребностями социально-хозяйственного развития региона.
  • Социальная роль СОПТ. СОПТ должна быть не самоцелью, а необходимым условием обеспечения устойчивого развития региона. Введение ограничений на природопользование (использование земельных и иных ресурсов) и их обоснование входят обязательной составной частью в планирование СОПТ.
  • Наличие правовой основы. Обязательным элементом планирования СОПТ является разработка недостающих элементов правовой базы. Современная правовая основа не отвечает требованиям создания и функционирования СОПТ. Планирование СОПТ должно сопровождаться разработкой соответствующего нормативного правового обеспечения с учетом специфики каждого региона и предусматривать унификацию правового поля в пределах экорегиона.

Необходимым условием реализации данных принципов на практике является общее положительное и заинтересованное отношение населения к дикой природе и осознание необходимости ее сохранения.

Экономические:

  • Межрегиональная координация и четкое распределение обязательств по созданию и поддержанию СОПТ. Взаимосвязанность и взаимозависимость отдельных функциональных элементов СОПТ, находящихся в ведении различных субъектов управления, обусловливают необходимость координации планирования СОПТ со всеми заинтересованными сторонами в экорегионе и обязательность реализации решений по СОПТ для всех земле- и природопользователей.
  • Единый согласованный бюджет СОПТ экорегиона. Взаимосвязанность и взаимозависимость элементов СОПТ предопределяют необходимость разработки и согласования общего бюджета для обеспечения функционирования всей системы. На этапе планирования бюджета предусматривается включение статьи расходов на компенсационные выплаты землепользователям за ряд вводимых ограничений.

Условием реализации данных принципов является готовность всех заинтересованных субъектов в экорегионе к сотрудничеству и привлечение возможно более широкого спектра потенциальных источников финансирования.

Устойчивое развитие регионов возможно при соблюдении следующих условий:

  1. Ориентация развития на собственные ресурсные и природные возможности и сбалансированность межрегиональных обменов.
  2. Минимум нарушений среды при максимуме эффективности хозяйственной деятельности.
  3. Определение продуктов и услуг, имеющих экспортное значение и высокую ценность, и поддержка их производства.
  4. Поддержка эффективных форм традиционной хозяйственной деятельности и промыслов.

(В. В. Дежкин, Ю. Г. Пузаченко).

Деятельность СОПТ

Деятельность СОПТ основывается на следующих основных принципах:

Естественнонаучных:

  • Сохранение естественного хода природных процессов. Этот принцип отражает реализацию основной задачи СОПТ. Режимы функционирования отдельных элементов системы устанавливаются индивидуально, исходя из общей задачи всей СОПТ и конкретных условий. При этом необходимо обеспечить, чтобы характер и интенсивность антропогенных нагрузок на элементы СОПТ не вели к нарушению баланса условий среды.
  • Компенсация изъятий или изменений режима элементов СОПТ. В исключительных случаях изъятия элементов СОПТ или изменения их режимов, установленных в виде закрытого списка в нормативных правовых документах, должна быть обеспечена адекватная компенсация в целях сохранения общих параметров системы за счет средств субъекта, инициировавшего изъятие или изменение режима.
  • Использование естественнонаучной комплексной системы оценки выполнения заданных функций СОПТ. Такая оценочная система должна обеспечивать регулярную оценку эффективности деятельности СОПТ в целях внесения оперативных изменений и поддержания СОПТ на уровне, позволяющем выполнять установленные функции.

Реализация естественнонаучных принципов деятельности СОПТ требует разработки методов эффективного и доступного мониторинга состояния как отдельных элементов, так и системы ОПТ в целом.

Социальных:

  • Интегрированность СОПТ в региональный контекст. СОПТ должна являться необходимым элементом устойчивого долгосрочного развития региона, обеспечивая соответствующие критериям устойчивости параметры природной среды и тем самым способствуя обеспечению потребностей населения в рамках экорегиона.
  • Компенсация потерянной выгоды. Экономический или иной ущерб, наносимый земле- и природопользователям при создании и функционировании СОПТ, должен быть компенсирован в соответствующих размерах и формах.

Условиями реализации социальных принципов является введение и обеспечение грамотной системы управления и наличие подготовленных кадров.

Экономических:

  • Ответственность государства за обеспечение режима СОПТ. Государство несет ответственность за обеспечение режима СОПТ путем финансирования и контроля.
  • Ответственность природопользователей за соблюдение установленного режима элементов СОПТ. Все природопользователи несут ответственность за соблюдение режима на территории элементов СОПТ в установленном законом порядке. Собственники и пользователи, в ведении которых остаются отдельные элементы СОПТ, несут всю ответственность за соблюдение установленных для этих территорий ограничений.
  • Реализация дополнительных функций СОПТ профильными ведомствами. Иные функции СОПТ помимо обеспечения режима охраны должны выполняться соответствующими профильными ведомствами при наличии дополнительного финансирования из любых источников. Подобные работы могут выполняться в том числе и частными, коммерческими структурами, а также общественными и неправительственными организациями. При выполнении дополнительных функций СОПТ (экологическое образование, проведение научных исследований, экологический туризм и т. п.) сторонними организациями органы управления СОПТ предоставляют соответствующие условия для проведения оговоренных работ.
  • Получение прибыли не может быть задачей СОПТ. Полученная в рамках СОПТ в результате реализации установленных видов работ и услуг прибыль может быть использована только на выполнение ее функций.
  • Перспективное планирование финансирования. Распределение прибыли, полученной при функционировании СОПТ, производится с учетом перспективных задач ее развития.

Условиями реализации экономических принципов являются разработка соответствующей законодательной базы и введение экономических механизмов управления.

5. Функциональные элементы СОПТ

Реализация принципов управления и деятельности системы охраняемых природных территорий на основе построения экологической сети осуществляется на территориях/акваториях двух типов:

  1. охраняемые природные территории, созданные в соответствии с:

1.1. международным законодательством (Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, Рамсар, 1971, подписана СССР в 1977 г.; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Париж, 1972);

1.2. федеральным законодательством (утвержденные в установленном порядке как одна из категорий ООПТ на уровне Российской Федерации);

1.3. региональным законодательством (утвержденные в установленном порядке как одна из категорий ОПТ на уровне субъекта федерации или органа территориального самоуправления);

  1. территории/акватории без статуса ООПТ, но с введением определенного обременения в виде ограничений на землепользование/природопользование. Природоохранный статус таких территорий/акваторий должен быть закреплен в ведомственных нормативных документах и в земельном кадастре или бассейновых правилах рыболовства.

При этом следует соблюдать следующие принципы формирования СОПТ, соответствующие принятой международной классификации функциональных элементов экологической сети:

Экологические ядра выполняют функцию обеспечения долговременного функционирования экосистем на основе естественной динамики и включают местообитания, популяции видов или ландшафтов высокой природоохранной значимости, а именно:

1. представляющие характерные естественные и полуестественные типы экосистем на различных сукцессионных стадиях;

2. обеспечивающие поддержание популяций фоновых, характерных, редких и хозяйственно значимых видов;

3. выполняющие средообразующую функцию;

4. представляющие типичные, ценные или уникальные ландшафты.

Управление ядрами заключается в долговременном поддержании естественного хода природных процессов на их территории/акватории и обеспечении сохранности природных ландшафтов на адекватной площади. По своей природоохранной значимости и организационной структуре этим требованиям в России, согласно действующему законодательству, соответствуют такие категории ООПТ, как заповедники, заповедные участки национальных парков (на федеральном уровне) и заповедные участки природных парков (на региональном уровне). Однако в некоторых случаях функции ядра могут выполнять заказник, памятник природы, некоторые региональные категории ОПТ. Оценка эффективности деятельности ядра должна быть организована на базе мониторинга природных процессов и явлений и их изменений под влиянием антропогенной деятельности на единой научно-методической основе. Необходима организация в каждом экорегионе в качестве ядер территорий, где обеспечен абсолютно заповедный режим.

Экологические коридоры должны обеспечивать адекватные условия для свободного расселения, миграции и генетического обмена популяций и отдельных особей видов животных и растений, а также — экологические связи между ядрами. Структура СОПТ через экологические коридоры должна поддерживать следующие возможности:

1. устойчивую связь популяции видов с соответствующим местообитанием достаточно большой площади;

2. доступ мигрирующим видам животных к местам зимовки и размножения, которые связаны между собой в пространстве серией соответствующих местообитаний;

3. возможность свободного генетического обмена для оседлых популяций;

4. уровень геохимического обмена, поддерживающий устойчивое равновесие ландшафтов.

Конфигурация экологических коридоров и способ управления их территорией должны обеспечивать непрерывность “экологического пространства” как на пространственном, так и на функциональном уровнях. Естественными экологическими коридорами являются современные и реликтовые долины рек. Наиболее адекватно выполняют функцию коридоров водоохранные леса и зоны, сохранившиеся участки естественной растительности (древесной и кустарниковой), искусственные лесные защитные полосы и т. п. Режим этих территорий регулируется законами и отраслевыми нормативными документами, а также природоохранным законодательством некоторых субъектов федерации. Территории, не имеющие официального статуса, должны быть отнесены к “резервному природоохранному фонду” либо к другим адекватным категориям, обеспечивающим статус экологических коридоров. В настоящее время на федеральном уровне большинство таких территорий не имеют статуса ООПТ. Единое управление должно гарантировать поддержание долговременного режима охраны с целью обеспечения адекватного разнообразия и качества местообитаний на достаточно протяженном непрерывном пространстве. В случае образования в результате антропогенного воздействия или естественных причин барьеров в области единственно возможного местоположения проектируемого или существующего экологического коридора планы управления должны включать соответствующие реставрационные мероприятия. Оценка эффективности структуры и управления на территориях экологических коридоров проводится на базе мониторинга состояния популяций видов на территориях ядер.

Буферные зоны (или экологические звенья) — это многофункциональные территории, на которых организовано рациональное природопользование и созданы условия для восстановления природных ресурсов. Экологические звенья не изымаются полностью из хозяйственного использования, здесь устанавливается специальный режим землепользования. Они выполняют функцию защиты ядер и экологических коридоров от разрушительных или нежелательных потенциальных воздействий. Экологические звенья могут также способствовать увеличению площади или улучшению формы ядер или коридоров до адекватной для обеспечения их функций. Буферные зоны направлены также на сохранение искусственных или полуестественных ландшафтов, интегрированных в природные системы в процессе исторического развития. На территории буферных зон реализуются и сохраняются традиционные, щадящие или альтернативные методы землепользования и использования природных ресурсов. Буферные зоны призваны интегрировать социальную среду в природную на основе всеобщего осознания эффективности сохранения природной среды для поддержания жизнеобеспечения человечества. Наиболее полно функциям экологических звеньев соответствуют буферные и охранные зоны заповедников, биосферные полигоны, зоны ограниченного землепользования национальных и природных парков, отраслевые заказники. Оценка эффективности реализации природоохранных функций экологических звеньев производится на основе мониторинга стабильности средообразующих параметров и состояния экосистем и популяций видов на территориях ядер и коридоров.

Точечные объекты позволяют сохранить отдельные уникальные природные объекты, которые, как правило, не имеют площадных характеристик. По управлению они являются объектами целевой охраны. По функциям и типу организации точечным объектам охраны в современной системе ОПТ соответствуют памятники природы, а также ряд специфических региональных категорий ОПТ.

Система охраняемых природных территорий, включающая ядра, коридоры и буферные зоны, может занимать до 60% площади экорегиона, что не препятствует его экономическому развитию.

6. Механизмы реализации принципов

Создание СОПТ на основе существующей в настоящее время развитой сети различных категорий охраняемых природных территорий подразумевает использование набора взаимодополняющих механизмов. К ним относятся следующие группы, связанные с установленными ранее принципами СОПТ: 1) правовые (связаны с изменением и совершенствованием законодательства на всех уровнях); 2) организационные (включают принятие административных решений в сфере управления ОПТ); 3) социальные (основываются на максимальном учете интересов населения); 4) экономические (основываются на роли СОПТ как необходимого условия устойчивого регионального развития).

Правовые:

  • Ввод в действующее федеральное законодательство понятия системы охраняемых природных территорий.
  • Придание всем участкам СОПТ статуса земель природоохранного и природно-заповедного назначения.
  • Создание нормативной базы управления СОПТ для условий, когда функциональные элементы системы являются объектами различного ведомственного и территориального управления.
  • Обеспечение внутреннего единства действующего законодательства по обеспечению деятельности СОПТ путем согласования природоохранного, ресурсного и других областей права.
  • Приведение действующей Российской нормативной базы в соответствие с требованиями международного права.

Организационные:

  • Сосредоточение функций создания и управления федеральными ОПТ в едином федеральном ведомстве.
  • Подготовка и принятие соглашений между субъектами федерации в рамках экорегионов о совместной деятельности по созданию и поддержанию СОПТ в экорегионе на основе установленных единых требований.

Организационные механизмы реализации принципов деятельности СОПТ обусловлены, с одной стороны, необходимостью обеспечения ее функционирования как единой системы, с другой — существующим разделением полномочий между федеральной и местной властями (В. Г. Кревер).

Социальные:

  • Вовлечение в процесс принятия решений в области создания и деятельности СОПТ всех заинтересованных лиц на стадии планирования.
  • Пропаганда необходимости СОПТ как условия нормального существования нынешнего и будущих поколений.

Экономические:

  • Интеграция СОПТ в региональные планы развития на всех уровнях — от федерального до местного.
  • Установление единых условий финансирования СОПТ через включение фиксированного процента в федеральном и региональных бюджетах на создание и функционирование СОПТ.
  • Перенос налогового бремени с труда на природные ресурсы (установление системы “зеленых” налогов).
  • Разработка и контроль за выполнением объединенного бюджета СОПТ в пределах экорегиона, предусматривающих, с одной стороны, приоритетное финансирование из бюджетов всех уровней, а с другой — использование максимально широкого спектра иных источников.
  • Финансирование компенсационных мероприятий организациями, изменяющими режим элементов СОПТ.

7. Пути перехода к системе охраняемых природных территорий

Правовые:

В настоящее время в Российской Федерации существует достаточно развитая законодательная база, регламентирующая деятельность по созданию, функционированию, управлению и развитию ОПТ. Система существующего законодательства об особо охраняемых природных территориях — многоуровневая категория и включает как федеральные законодательные акты, так и массив формирующегося экологического законодательства в ряде субъектов Российской Федерации. Региональными актами, в частности, регламентирован ряд вопросов, связанных с организацией и функционированием (в ряде случаев и резервированием) новых различных категорий особо охраняемых природных территорий, не предусмотренных федеральным законодательством, что весьма важно для правового обеспечения формирования экологических каркасов.

Отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются также ресурсными отраслями права (земельное, водное, лесное и др.).

Развитие заповедного дела в России и реализация положений настоящей Концепции требует принятия новых нормативных правовых актов, а также внесения изменений и дополнений в действующее законодательство на всех уровнях по следующим ключевым направлениям:

  • Регламентировать вопросы, связанные с формированием экологических сетей территорий, включая вопросы организации и обеспечения режима транзитных территорий и экологических коридоров, а также обеспечение четких механизмов и процедур резервирования участков особо ценных природных территорий и акваторий для последующего включения в СОПТ.
  • Предусмотреть обязательное согласование с федеральными государственными органами, в ведении которых находятся соответствующие ОПТ, положений об этих охранных зонах и любых решений органов власти субъектов Российской Федерации об изменении границ, режима и ликвидации охранных зон, а также ввести обязательность государственной экологической экспертизы в случаях предполагаемого изменения границ и (или) статуса отдельных особо охраняемых природных территорий и иных элементов СОПТ.
  • Привести национальное законодательство о биосферных заповедниках и полигонах в соответствие с международными требованиями к биосферным резерватам, а также установить особенности режима и функционирования водно-болотных угодий международного значения и территорий, объявленных участками всемирного природного наследия. Биосферные резерваты должны быть выведены из категории заповедников и получить самостоятельный статус. Современное положение создает правовую коллизию, когда биосферный полигон, где должна вестись различная хозяйственная деятельность, является частью заповедника, для которого, по закону, подобная деятельность запрещена.
  • Разработать документы, вводящие и определяющие статус акваторий природоохранного назначения.
  • Ввести требование о придании правового статуса природоохранных земель участкам сохранившейся нелесной растительности (не подпадающим под существующие категории охраняемых земель), выполняющим функции экологических коридоров.
  • Предусмотреть право субъектов Российской Федерации в установленном порядке создавать особо охраняемые природные территории регионального значения на землях лесного фонда, в том числе с изъятием земельных участков у лесхозов.
  • Определить закрытый перечень условий и случаев изъятия земель из состава СОПТ и изменения режимов охраны элементов СОПТ.
  • Определить возможность осуществления хозяйствующими субъектами природопользования в границах охранных зон ООПТ исключительно по согласованию с администрациями данных охраняемых территорий.
  • Ввести требование об обязательной государственной экологической экспертизе проектов лесоустройства и материалов по переводу лесных площадей в нелесные.
  • Обеспечить обязательное согласование с органами охраны окружающей среды возрастов рубок леса, перечня особо защитных участков леса и решений об их выделении.
  • Обеспечить правовое регулирование вопросов управления и охраны государственных историко-культурных и природных музеев-заповедников в части обеспечения и регламентации режима их территорий, недопустимости изъятия из их состава земельных участков и водных объектов, права и полномочия администрации музеев-заповедников и службы их охраны в части управления охраняемыми природными комплексами и объектами, и пресечением нарушений установленного режима особой охраны.
  • Повысить статус и расширить полномочия государственной инспекции по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков и инспекторов по охране территорий ООПТ (в частности предоставить право органам дознания обеспечить статус должностных лиц как подлежащих государственной защите).

Организационные:

  • Передача функций установления и контроля за соблюдением режима всех федеральных ОПТ Госкомэкологии.
  • Проведение ревизии существующих ОПТ с целью приведения их статуса в соответствие с реальными режимом, значимостью и выполняемыми функциями.
  • Заключение соответствующих соглашений между субъектами федерации внутри экорегионов и создание постоянных органов по координации деятельности СОПТ.
  • Разработка схемы районирования и соответствующих планов СОПТ на федеральном и экорегиональном уровнях.
  • Создание схем оценки эффективности деятельности СОПТ.
  • Внедрение практики обязательной разработки планов управления для СОПТ на федеральном и экорегиональном уровнях, а также для отдельных элементов СОПТ.

Социальные:

  • Обеспечение и применение механизмов вовлечения населения в процесс принятия решений в сфере создания и функционирования элементов СОПТ на различных уровнях.
  • Введение программ повышения экологического образования и обеспечение роста уровня экологического самосознания населения, в первую очередь в районах, прилегающих к элементам СОПТ.
  • Разработка и внедрение социально-экономических механизмов, стимулирования заинтересованности местного населения в деятельности СОПТ и ее элементов.
  • Организация пропаганды СОПТ как основы жизнедеятельности общества.

Экономические:

  • Предусмотреть привлечение средств бюджетов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для финансирования особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.
  • Подготовить и пролоббировать федеральные и региональные законы о фиксированном проценте бюджетных отчислений на создание и деятельность СОПТ.
  • Разработать нормативы по экономической оценке СОПТ и отдельных ее элементов.
  • Разработать систему “зеленого” налогообложения (Green Taxes).
  • Разработать механизмы компенсаций при ущемлении интересов земле- и природопользователей при создании СОПТ, а также компенсаций в пользу СОПТ при изменении ее структуры или установленных режимов.
  • Установить таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный в границах элементов СОПТ уничтожением или повреждением растительных сообществ, а также определить понятие причинения значительного ущерба ОПТ.
  • Предусмотреть освобождение государственных элементов СОПТ от уплаты налогов (на прибыль, на добавленную стоимость, на природопользование) при условии использования средств на развитие природоохранной и просветительской деятельности.
  • Освободить от платы за землю собственников и пользователей земельных участков, включенных в СОПТ, при условии соблюдения ими всех требований установленного режима охраны и использования.

---------------------------------------------------------------------------

Ссылка при цитировании:

Концепция системы охраняемых природных территорий России (Проект): Рабочие материалы. — М.: Изд. РПО ВВФ, 1999. — 30 с.

---------------------------------------------------------------------------

Брошюра выпущена при организационно-техническом содействии
Благотворительного фонда “Центр охраны дикой природы”

 

© РПО ВВФ, 1999

Российское представительство Всемирного Фонда дикой природы (РПО ВВФ).
Россия, 109240, Москва, Николоямская ул., д. 19, стр. 3.
Тел.: (095) 727-09-39.
E-mail:
russia@wwfnet.org

Ответить
Другие материалы для обсуждения
Home

Сайт управляется системой uCoz