Современное состояние и перспективы развития

системы особо охраняемых природных территорий Кировской области

Н.В. Харитонова

Комитет природных ресурсов по Кировской области

 

Сеть особо охраняемых природных территорий Кировской области в настоящий момент представлена 202 единицами ООПТ различных категорий общей площадью 338,5 тыс.га, что составляет 2,89% территории области. Среди них 1 государственный природный заповедник федерального значения, 11 государственных заказников регионального значения, из которых 9 зоологических (охотничьих),  1 гидрологический, 1 комплексный; 187 государственных памятников природы (ГПП) регионального значения и 3 лечебно-оздоровительных местности: 2 регионального значения и 1 – местного.

Количественное большинство ныне существующих ООПТ области (159 государственных памятников природы) было создано решением исполкома Кировского областного Совета народных депутатов от 29.10.90 № 498. Инициатором по подготовке утвержденного перечня ООПТ в то время выступило Кировское отделение Всероссийского общества охраны природы. Это был значительный вклад в дело территориальной охраны природы в Кировской области и на тот момент времени сыграл важную роль в активизации процесса организации особо охраняемых природных территорий более высокого ранга и статуса. Однако, в целом же созданная в то время сеть особо охраняемых природных территорий Кировской области носила фрагментарный, стихийный а, зачастую, необоснованный характер. Практика показала, что значительная часть региональных ООПТ, в основном это государственные памятники природы, не в полной мере отвечает нормативно-правовым требованиям, предъявляемым к территориям природно-заповедного назначения. Лишь незначительному количеству природных комплексов, действительно, соответствовал статус ООПТ, в основном это были уникальные, нетипичные для региона растительные сообщества, ландшафты, болотные комплексы, геологические обнажения, минеральные источники. К сожалению, даже и в этих случаях, установленный режим особой охраны не в полной мере обеспечивает сохранение охраняемых объектов, а отсутствие охранных зон с регламентируемым режимом хозяйственной деятельности сводит к минимуму результаты по сохранению комплексов и объектов. В этой связи особое значение в направлении оптимизации функционирования ООПТ области отводится работам по инвентаризации особо охраняемых природных комплексов и объектов, основными задачами которой являются:

-          определение реальной ценности комплексов и объектов в установленных границах ООПТ;

-          сбор необходимых сведений и подготовка обоснований об изменении статуса ООПТ;

-          уточнение границ и площадей существующих ООПТ с учетом реальных научно-обоснованных потребностей;

-          корректировка режима особой охраны ООПТ, уточнение перечня запрещенных и допустимых видов деятельности;

-          обоснование необходимости выделения и организации охранных зон ООПТ и разработка предложений по установлению регламента хозяйственной деятельности на их территории.

Создавая систему особо охраняемых природных территорий, как совокупность экологически и функционально взаимосвязанных ООПТ, способствующую поддержанию экологического равновесия в регионе, необходимо обеспечить достаточную  представленность как уникальных, так и типичных для области природных комплексов и объектов, которые должны отражать все видовое, биоценотическое и ландшафтное разнообразие.

Образование особо охраняемых природных территорий, значительных по своим размерам, на современном этапе процесс сложный, трудоемкий, требующий не только научных обоснований, убедительных аргументов в пользу образования ООПТ, но дипломатических подходов и компромиссных решений. Опыт организации особо охраняемых природных территорий в области в последнее время показывает наметившуюся тенденцию негативного отношения отдельных природопользователей, землепользователей, а также некоторых органов местного самоуправления как к самой идее территориальной охраны природы, так и к установлению даже частичных ограничений хозяйственной деятельности. Именно по этой причине работы по проектированию в области национального парка «Атарская Лука» так и остались незавершенными, а предпринимаемые усилия со стороны природоохранных органов не нашли взаимопонимания со стороны местных органов власти.

В целом же всю деятельность по формированию региональной системы ООПТ можно распределить по трем основным направлениям:

1. Создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области государственного управления и контроля  системой ООПТ Кировской области.

2. Проведение инвентаризационной ревизии ООПТ области в целях оптимизация их функциональной деятельности.

3. Создание новых и реорганизация существующих ООПТ на основании биогеоценотической ценности, уникальности, естественнонаучной значимости природных комплексов и объектов.

29 ноября 2001 г.
©Н.В. Харитонова, 2001

Надежда Викторовна Харитонова,
Комитет природных ресурсов по Кировской области
610035 Киров, ул. Воровского, 78
E-mail: dengin@cpresurs.kirov.ru

Ответить
Другие материалы для обсуждения
Home

Сайт управляется системой uCoz