Современное
состояние и перспективы развития
системы
особо охраняемых природных территорий Кировской области
Н.В. Харитонова
Комитет природных ресурсов по Кировской
области
Сеть особо охраняемых природных территорий Кировской области в настоящий
момент представлена 202 единицами ООПТ различных категорий общей площадью 338,5
тыс.га, что составляет 2,89% территории области. Среди них 1 государственный
природный заповедник федерального значения, 11 государственных заказников
регионального значения, из которых 9 зоологических (охотничьих), 1 гидрологический, 1 комплексный; 187
государственных памятников природы (ГПП) регионального значения и 3
лечебно-оздоровительных местности: 2 регионального значения и 1 – местного.
Количественное большинство ныне существующих ООПТ области (159
государственных памятников природы) было создано решением исполкома Кировского
областного Совета народных депутатов от 29.10.90 № 498. Инициатором по
подготовке утвержденного перечня ООПТ в то время выступило Кировское отделение
Всероссийского общества охраны природы. Это был значительный вклад в дело
территориальной охраны природы в Кировской области и на тот момент времени
сыграл важную роль в активизации процесса организации особо охраняемых
природных территорий более высокого ранга и статуса. Однако, в целом же
созданная в то время сеть особо охраняемых природных территорий Кировской
области носила фрагментарный, стихийный а, зачастую, необоснованный характер.
Практика показала, что значительная часть региональных ООПТ, в основном это
государственные памятники природы, не в полной мере отвечает
нормативно-правовым требованиям, предъявляемым к территориям
природно-заповедного назначения. Лишь незначительному количеству природных
комплексов, действительно, соответствовал статус ООПТ, в основном это были
уникальные, нетипичные для региона растительные сообщества, ландшафты, болотные
комплексы, геологические обнажения, минеральные источники. К сожалению, даже и
в этих случаях, установленный режим особой охраны не в полной мере обеспечивает
сохранение охраняемых объектов, а отсутствие охранных зон с регламентируемым
режимом хозяйственной деятельности сводит к минимуму результаты по сохранению
комплексов и объектов. В этой связи особое значение в направлении оптимизации
функционирования ООПТ области отводится работам по инвентаризации особо
охраняемых природных комплексов и объектов, основными задачами которой
являются:
-
определение реальной ценности комплексов и объектов в
установленных границах ООПТ;
-
сбор необходимых сведений и подготовка обоснований об
изменении статуса ООПТ;
-
уточнение границ и площадей существующих ООПТ с учетом
реальных научно-обоснованных потребностей;
-
корректировка режима особой охраны ООПТ, уточнение
перечня запрещенных и допустимых видов деятельности;
-
обоснование необходимости выделения и организации
охранных зон ООПТ и разработка предложений по установлению регламента
хозяйственной деятельности на их территории.
Создавая
систему особо охраняемых природных территорий, как совокупность экологически и
функционально взаимосвязанных ООПТ, способствующую поддержанию экологического
равновесия в регионе, необходимо обеспечить достаточную представленность как уникальных, так и
типичных для области природных комплексов и объектов, которые должны отражать
все видовое, биоценотическое и ландшафтное разнообразие.
Образование особо охраняемых природных территорий, значительных по
своим размерам, на современном этапе процесс сложный, трудоемкий, требующий не
только научных обоснований, убедительных аргументов в пользу образования ООПТ,
но дипломатических подходов и компромиссных решений. Опыт организации особо
охраняемых природных территорий в области в последнее время показывает
наметившуюся тенденцию негативного отношения отдельных природопользователей,
землепользователей, а также некоторых органов местного самоуправления как к
самой идее территориальной охраны природы, так и к установлению даже частичных
ограничений хозяйственной деятельности. Именно по этой причине работы по
проектированию в области национального парка «Атарская Лука» так и остались
незавершенными, а предпринимаемые усилия со стороны природоохранных органов не
нашли взаимопонимания со стороны местных органов власти.
В целом же всю деятельность по формированию региональной системы ООПТ
можно распределить по трем основным направлениям:
1. Создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области
государственного управления и контроля
системой ООПТ Кировской области.
2.
Проведение инвентаризационной ревизии ООПТ области в целях оптимизация их
функциональной деятельности.
3.
Создание новых и реорганизация существующих ООПТ на основании
биогеоценотической ценности, уникальности, естественнонаучной значимости
природных комплексов и объектов.
29 ноября 2001 г.
©Н.В. Харитонова, 2001
Надежда Викторовна Харитонова,
Комитет природных ресурсов по Кировской области
610035 Киров, ул. Воровского, 78
E-mail: dengin@cpresurs.kirov.ru