Об отсутствии в федеральном законодательстве единого подхода к понятию "особо охраняемые природные территории", количеству категорий ООПТ и мерам их защиты
В.Л. Захаров В связи с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации и принятием новой редакции закона "Об охране окружающей природной среды" возник целый ряд противоречий в подходе к самому понятию "особо охраняемые природные территории", мерам их защиты и к количеству категорий этих территорий, что не способствует правоприменительной практике. 1. Противоречия между Земельным кодексом РФ и Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". Статьей 94 Земельного кодекса РФ в оборот введено новое понятие - "особо охраняемые территории" (без уточнения "природных"), и понятие "особо охраняемые природные территории" поглощено им. Одновременно перечень категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ), используемый в ст. 95 "Земли особо охраняемых природных территорий", ограничен наименованиями лишь основных категорий ООПТ, перечисленными в ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", и дополнен новой категорией - "территория традиционного природопользования малочисленных народов", существование которой, порядок образования и режимы использования и охраны Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" не предусмотрены. Причем эта новая категория охраняемых территорий отнесена и к ООПТ (ст.95 "Земли особо охраняемых природных территорий") и одновременно к другой категории охраняемых территорий, т.к. образование её предусмотрено в п.5 ст. 97 "Земли природоохранного назначения". Как известно, ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (п.2 статьи 2) предоставил полномочия Правительству РФ, соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий, а именно территорий зелёных зон, городских лесов, городских парков, охраняемых береговых линий, охраняемых природных ландшафтов, биологических станций, микрозаповедников и др. Но Земельным кодексом РФ (пп. 3,.4 ст. 94) полномочия указанных органов в отношении перечисленных объектов установлены на более низком уровне и ограничены лишь правом установления порядка отнесения земель этих территорий к землям просто особо охраняемых территорий (без уточнения "природных") и порядка их использования и охраны. При таком подходе значительно понижается статус и защищенность указанных территорий, поскольку меры защиты ООПТ, предусмотренные пп. 3 и 4 ст. 2 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а теперь и установленные в пп. 3, 4 и 5 статьи 95 Земельного кодекса РФ для земель ООПТ, на них более не распространяются. Федерального же закона "Об особо охраняемых территориях", как известно, не существует. 2. Противоречия новой редакции Федерального закона "Об охране окружающей природной среды" Земельному кодексу РФ. Если в результате вышеуказанного Земельный кодекс РФ вступил в противоречие с ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", то с принятием новой редакции Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" теперь уже этот закон вступил в противоречие с Земельным кодексом РФ в части подхода к вопросу о мерах охраны ООПТ и природно-заповедного фонда в целом. Согласно п. 4 ст. 60, носящей наименование "Меры охраны природных объектов" определенно следует, что запрещается изъятие земель природно-заповедного фонда. Перечень территорий, входящих в этот фонд, определён в п.3 этой же статьи. Согласно ему, наравне с территориями, входящими в основной перечень ООПТ, т.е. государственными природными заповедниками, государственными природными заказниками, памятниками природы, национальными парками, дендрологическими парками, природными парками и ботаническими садами, природно-заповедный фонд образуют и иные природные объекты, имеющие особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреационное значение. Таким образом, с введением в действие данной редакции Закона "Об охране окружающей природной среды", содержащийся в данной статье запрет изъятия земель полностью будет распространяться и на земли этих иных природных объектов, не включённые Земельным кодексом в перечень земель ООПТ, что войдет в противоречие с п.3 ст. 95 Земельного кодекса РФ, предусматривающим запрет изъятия земель только основных категорий ООПТ. Второе противоречие заключается в том, что в соответствии с новой редакцией Закона "Об охране окружающей природной среды" (п.5 ст. 60) запрещается приватизация земель "в границах территорий, на которых расположены природные объекты, в т.ч. природные комплексы, имеющие особое природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение". Земли указанных выше иных природных объектов, а тем более земли памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов, полностью подходят под эти признаки. Следовательно, этот запрет распространяется полностью и на все указанные категории. В то же время, Земельный кодекс РФ (п.6 ст. 95) распространяет запрет на приватизацию земель только на земли государственных природных заповедников и национальных парков. Думается, что правовую оценку сложившейся ситуации должен дать законодатель - Государственная Дума Российской Федерации или Минюст России. 10 января 2002 г. (C) В.Л. Захаров, 2002 г.. Захаров Владимир Леонидович - главный специалист отдела экологического мониторинга, биоразнообразия и особо охраняемых территорий Департамента природных ресурсов по Сибирскому региону
Департамент природных ресурсов по Сибирскому региону, г. Новосибирск
630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 82.
E-mail