Проблемы и пути их решения при формировании сети ООПТ на территории Владимирской области
С.Н. Давыдова, И.В. Вахромеев Система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) даже в контексте общей природоохранной политики, как всего государства, так и отдельных субъектов Российской Федерации, исторически рассматривалась и рассматривается, как правило, с позиций "остаточного принципа", т.е. в списке приоритетных задач это направление однозначно не числится. Причем, зачастую на региональном уровне результаты такого подхода проявляются наиболее контрастно и отчетливо. Вероятно, некоторым усредненным примером для центральной полосы России такого положения дел может выступать Владимирская область. В настоящее время система ООПТ области включает более 200 объектов (национальный парк, заказники разного статуса и профиля, памятники природы и т.д.). Несмотря на довольно большую численность ООПТ и суммарную площадь, которую они занимают (около 14% от территории области), положение по этому направлению нельзя назвать благополучным. Среди большого количества проблем, связанных с системой ООПТ, можно выделить несколько крупных блоков В первую очередь, большие сложности для функционирования системы ООПТ области представляет несовершенство нормативно правовой базы, которая своими корнями глубоко уходит в советский период. Большая часть ООПТ области была создана в период существования Советского Союза, и если для того периода законов и иных правовых документов было достаточно для разрешения спорных вопросов, возникающих вокруг и непосредственно с охраняемыми объектами и территориями, то новые экономические и политические условия настоящего времени практически делают неработоспособными прежние правовые документы. Например, большое количество спорных вопросов возникает по памятникам природы регионального значения, в основе которых лежит несоответствие прежних нормативных документов нынешним реалиям.
К сожалению, много претензий вызывают и федеральные законы последних лет, в первую очередь, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", 1995 года. К недоработкам данного документа и ряда вытекающих из него нормативно-правовых актов относится отсутствие необходимых подзаконных актов, определяющих функционирование ООПТ регионального уровня. Не определенными федеральным законодательством остаются также вопросы экономического характера, в частности по источникам финансирования ООПТ, компенсации за ограничения хозяйственной деятельности землепользователям и т.д. Подобные пробелы очень часто восполняются региональными нормативно-правовыми документами, которые, к сожалению, далеко не всегда, направлены на поддержание системы охраняемых природных территорий. Для областных администраций они часто выступают только лишь в роли потребителя региональных бюджетных средств и помехи в осуществлении хозяйственной деятельности на совместной и сопредельной к ним территориях. Комплекс проблем также связан с плохой координацией работ различных природоохранных ведомств. Так, например, во Владимирской области, сложилась довольно парадоксальная ситуация, когда государственная экологическая экспертиза с легкостью и быстро "пропускает" различные технические проекты, но буквально годами проводит экспертизы проектов вновь организуемых ООПТ, даже небольших по площади. Отчасти такая ситуация связана просто с субъективным фактором, а отчасти с ненужным дублирование некоторых функций различными структурами власти.
Естественной и актуальной проблемой в управлении региональных ООПТ является также финансирование ООПТ. Главной проблемой здесь выступает отсутствие возможности (вернее, создание видимости отсутствия возможности) за счет регионального бюджета обеспечивать более или менее полноценную охрану природных территорий, например, за счет организации администраций и служб охраны ООПТ, в первую очередь, больших по площади объектов. Еще один недостаток современного положения ООПТ области, впрочем, довольно легко устранимый - отсутствие тесной координации по организации новых ООПТ, главным образом, вблизи административных границ области с других субъектами Федерации. Вероятно, данная проблема актуальна для большинства областей и краев РФ, поэтому в этом вопросе необходима организация и координация работ со стороны федеральных структур исполнительной власти, научных учреждений и всероссийских общественных природоохранных движений. Тем более, что вопрос об организации ООПТ на смежных межобластных территориях непосредственным образом увязан с формированием экологического каркаса России. Тем не менее, несмотря на обозначенные проблемы, ошибки и недоработки, система ООПТ Владимирской области функционирует и пусть недостаточно быстро, чем хотелось бы, подстраивается под новые условия. В настоящее время в регионе структурами региональной исполнительной власти в лице департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации области совместно с региональными научными организациями и учреждениями проводится широкий спектр работ по усовершенствованию системы ООПТ области.
В частности, за последние годы проведена инвентаризация всей нормативно-правовой базы регионального уровня, регламентирующей вопросы организации и функционирования ООПТ, по завершению которой в области осуществляется интенсивная подготовка новых нормативно правовых документов, призванных восполнить пробелы в правовом отношении. Большие надежды, в первую очередь, возлагаются на региональную целевую программу по развитию системы ООПТ, которая в настоящее время передана на рассмотрение в Законодательное Собрание Владимирской области. К вновь разработанным документам, касающимся совершенствования условий охраны и поддержания режима ООПТ, относится также постановление главы администрации области "Об обеспечении функционирования особо охраняемых природных территорий Владимирской области" от 12.09.1996 г., в котором установлены размеры охранных (буферных) зон вокруг них в зависимости от их категории и профиля, а также утверждена форма Паспорта ООПТ региона. Повышение эффективности системы ООПТ Владимирской области связано также с более глубокой дифференциацией ООПТ, учитывающей особенности регионального "микроуровня". В этом направлении ведется определенная работа, которая нашла отражение в образовании новой категории ООПТ - округов горно-санитарной охраны минеральных источников и лечебных грязей в Петушинском и Ковровском районах (минеральная вода и лечебные грязи используются для лечения местными санаториями). В виду особой значимости Владимирской области в историческом аспекте развития Русской государственности и наличия на ее территории большого количества древних памятников истории и архитектуры в 1999 г. в регионе в целях комплексной охраны памятников истории и архитектуры в природном окружении была установлена новая категории ООПТ - историко-ландшафтном комплексе Владимирской области и утверждено Положение о них. В настоящее время с определенными трудностями разрабатываются проекты конкретных историко-ландшафтных комплексов в 3 административных районах области. В последние годы список ООПТ расширился за счет организации еще одной новой категории охраняемых территорий, - дендрологических парков (создан дендропарк им. И.Е. Алексеева в Ковровском районе, 2002 г.) В последние четыре года в области в рамках программы "Флора Владимирской области" выявлены территории с ценными, редкими, занесенными в Красную книгу РФ растениями, на базе которых в настоящее время организуются ботанические заказники в 3 административных районах области. С середины девяностых годов большое внимание уделяется развитию научной базы системы ООПТ. В данном направлении проводятся научно-исследовательские работы, с привлечением научных специалистов, по инвентаризации биоразнообразия не только всего региона, но и конкретных определенных ООПТ. Полученные данные используются для формирования и ведения кадастра ООПТ Владимирской области. Для большей эффективности и упрощения работы с кадастровой формой разработана компьютерная база данных ООПТ и система управления ей. Одной из новых форм работы по развитию и формированию системы ООПТ стала организация специальной межведомственной рабочей группы при администрации области, включающая специалистов различного профиля, связанных в той или иной степени с ООПТ. Основной функцией данной структуры является научная консультация административных структур области в плане управления и охраны природных территорий, объектов и биоресурсов региона. Естественно, что отмеченные мероприятия не исчерпывают весь позитивный объем работ в области функционирования региональной системы ООПТ. В данном сообщении не ставилась цель детальной конкретизации, как проблем, так и путей (или попыток) их решения. Основной целью данного материала было привлечение всех заинтересованных сторон, в первую очередь, специалистов в области ООПТ для обмена мнениями и опытом по проблемам региональных систем ООПТ, более тесной совместной работы. 24 января 2002 г.
Администрация Владимирской области, г. Владимир
Ковровская государственная технологическая академия, г. Ковров,
(С) С.Н. Давыдова, И.В. Вахромеев, 2002 г.
г. Владимир
E-mail: davyd-3@rnet.vpti.vladimir.ru
Вахромеев Илья Викторович, канд. техн. наук, доцент Ковровской государственной технологической академии,
Владимирская обл., г. Ковров.
E-mail: ivv@au.ru